Впервые требования к качеству дизельного топлива на государственном уровне были введены в 1991 году в Швеции. С 1993 года специальный регламент, ограничивающий содержание серы в горючем, стал действовать в США. К концу 90-х годов все американские предприятия полностью перестроились на производство дизеля, массовая доля серы в котором не превышала 50 мг/кг.
Со временем требования к качеству топлива ужесточаются. Стандарт EN 590 («Евро-1»), введенный в странах Евросоюза в 1993 году, регламентировал следующие основные характеристики дизеля:
Этот регламент к настоящему времени претерпел пять модификаций. С 2015 года в странах Евросоюза была введена последняя версия EN 590 («Евро-6»). С каждым новым стандартом наблюдается тенденция к уменьшению концентрации серы и вредных полиароматических углеводородов (например, бензола). Это позволяет сделать дизель максимально экологичным и сократить загрязнение атмосферы опасными для здоровья человека выхлопами. Кроме того, чистое горючее повышает рабочий ресурс двигателя, увеличивает срок службы сажевых фильтров и катализаторов, снижает уровень вибрации и шума, а также обеспечивает более легкий запуск мотора.
В России для регуляции качества дизельного топлива сегодня действует ГОСТ Р 52368-2005, спецификация которого полностью соответствует европейскому регламенту.
Для определения характеристик дизельного топлива используют специальные лабораторные тесты. Например, для оценки смазывающих свойств горючего в Европе применяется точный и быстрый метод HFRR. Его суть заключается в измерении пятна износа, которое образуется в процессе возвратно-поступательных движений шарика из стали по пластине под нагрузкой 200 граммов и при температуре 600 °С. В процессе точка соприкосновения шарика и пластины полностью погружается в емкость с дизельным топливом, что и позволяет определить его смазывающие свойства. Представленный метод используется в соответствии с положениями стандарта EN 590 с 2000 года и ограничивает диаметр пятна износа значением в 460 мкм.