Мазут — продукт первичной перегонки нефти, может быть высоковязким и маловязким. В первом случае в веществе содержится большее парафина и смолистых веществ, которые уменьшаются с ростом температуры. Вязкость мазута по праву считается одним из главных эксплуатационных критериев нефтепродукта, т. к. он определяет свойства слива мазута, его сжигания, транспортировки и перекачки. Для того чтобы упростить протекание этих операций, необходимо уменьшить вязкость, а точнее, постоянно подогревать вещество.
Единица измерения этого параметра — условная вязкость (ВУ). Она измеряется в условных градусах. ВУ равна отношению времени, необходимому для выхода из вискозиметра 200 мл мазута при определенном температурном режиме ко времени выхода 200 мл дистиллированной воды, которая имеет температуру 20 °С. На сегодняшний день принято выделять несколько марок мазута в зависимости от его значений вязкости. При этом каждой из них свойственна своя температура застывания вещества. Например, сорта наиболее высокой вязкости застывают при +25 °С, а значит, такой мазут достаточно часто подогревают до температуры 60–70°С, что позволяет выполнять перекачку продукта.
Кроме этого, существует понятие динамическая и кинематическая вязкость. Они рассчитываются, исходя из соотношения:
Специального для этого определения была введена своя единица измерения — стокс. Однако чаще всего на практике используется единица сантистокс, которая в 100 раз меньше.
Большинство марок мазута (кроме линейки флотских мазутов) имеют ВУ, которая укладывается в пределы от 5 до 12 (при t = 50 °С). Этого мало для эффективного распыления топлива непосредственно перед подачей на форсунку, а также для его транспортировки или перекачки из железнодорожных цистерн. В результате данный нефтепродукт подвергается предварительной термической обработке, способствующей понижению вязкости мазута.
Также по теме читайте:
«РАМЕНСКАЯ НЕФТЕБАЗА» реализует качественный мазут по выгодной цене.